В настоящее время сайт находится в стадии обновления. При возникновении вопросов обращайтесь по телефону +7 (4942) 49-69-00. Приносим свои извинения за неудобства.

Ювелирная скань — что это такое?

В давние времена на Руси, когда украшения были роскошью, а промысел ювелиров считался настоящим мастерством, появилась уникальная техника обработки металла – ювелирная филигрань (скань). С тех пор изящное творчество позабылось, а тонкие витиеватые изделия из драгоценной проволоки лишь напоминают о талантливых ювелирах того времени и становятся примером настоящей любви к искусству. Но Ювелирный Дом Kabarovsky возрождает древние традиции ювелирного дела, которые передавались из поколения в поколение, чтобы снова показать миру филигранную работу – металл, сплетенный в тончайшем узоре. Мы хотим познакомить вас с историей этой удивительной техники, её особенностями, технологией производства и современным воплощением.

Что такое скань и филигрань?

Многие люди думают, что ювелирная филигрань и скань – это две разные техники. На самом деле техника одна, но названия происходят из разных языков. Слово «филигрань» пришло к нам из латинского языка, появилось оно благодаря соединению двух слов: «filum» (нить) и «granum» (зерно). На Руси техника обрела новое название – скань, которое происходит от «скати» – свивать, скручивать. В ювелирном промысле используются оба термина, ведь каждый из них описывает одну ажурную технику.

А теперь предлагаем узнать, как филигрань появилась на Руси и в дальнейшем развивалась в России.

История происхождения скани (филиграни)

Скань имеет многовековую историю, а зародилась она на Руси еще в X – XII веках. Техника развивалась постепенно: изначально элементы ювелирной филиграни просто напаивались на украшения. Но уже в XII-XVI скань превратилась в настоящее искусство! В мастерских драгоценные изделия становились ажурными, дополнялись цветной эмалью, камнями, деревом и другими материалами. Мало кто знает, но знаменитая «Шапка Мономаха» (смотрите на фото) сделана как раз с использованием филиграни и является одним из самых выдающихся примеров трудоемкого ювелирного промысла того времени.

Пик развития и популярности скани пришелся на XVIII-XIX века. Именно тогда ажурная техника обрела статус настоящего искусства. Филигрань приобретает промышленные масштабы, ей украшаются вазы, посуда, аксессуары, церковная утварь и многие другие предметы, которые вы можете увидеть на фото. Но даже при таком спросе мастера работали вручную, за что особенно и ценилась эта техника.

В XX веке мода и технический прогресс стремительно меняют ювелирный промысел. Появляются новые техники, на передний план выходят драгоценные камни в качестве декора, а многие производственные процессы становятся механическими и ставятся на конвейер. Филигрань как искусство теряет свою популярность из-за трудоемкости, ведь изготовление плетеных изделий по-прежнему остается ручным. Кустарных мастерских становится всё меньше, как и украшений с узорами из драгоценной проволоки.

К счастью, скань не стала всего лишь историей и забытой техникой. Мастера Ювелирного Дома Kabarovsky трепетно возродили древнерусские традиции драгоценного промысла и с большой любовью создают узорчатые изделия.

Перейдем к самому интересному – как же делаются украшения с ювелирной филигранью.

Создание украшений со сканью: секреты техники

Филигрань (или скань) – ажурный, напаянный на металлическую основу узор из тонкой золотой или серебряной проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто скань сочетают с зернью – металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особый изысканный вид. Украшения со сканью оксидируют и серебрят, чтобы дополнительно сделать акцент на фактуре и подчеркнуть тонкости ажурного узора.

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». В дальнейшем процессе пайки завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево.

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Украшения со сканью от Ювелирного Дома Kabarovsky

Мы бесконечно ценим наших мастеров, которых мы собирали по всей России, ценим их кропотливый ручной труд, благодаря которому на свет рождаются настоящие произведения ювелирного искусства. Именно они являются сердцем нашего бренда, бережно хранят традиции уникальных техник работы с драгоценными металлами, развивают и совершенствуют их, благодаря чему наш бренд является владельцем нескольких эксклюзивных патентов на эти техники.

Бренд Kabarovsky предлагает оценить красоту украшений с филигранью из коллекций «Фаянж», «Wood», «New Wood» и «Костромская Снегурочка», которые представлены в нашем каталоге, и купить те, что точно понравятся покупателям в ваших магазинах. Пусть традиции невероятной красоты живут и влюбляют в себя снова и снова.

Другие статьи