Ювелирное дело – одно из древних и самых филигранных промыслов, история которого длится долгие-долгие века. На Руси оно почиталось особенно сильно, а мастера-ювелиры славились на весь мир. Как украшения превратились из вещей, доступных только знати, во всеми любимые аксессуары? Как появились и развивались техники? Как менялись мода и дизайн изделий? Расскажем историю развития ювелирного искусства в России от зарождения до настоящего времени.
Зарождение ювелирного искусства на Руси
Ювелирное дело зародилось в России тысячелетия назад. Первые и самые древние экспонаты в Средней Азии, на Алтае и Закавказье археологи находят до сих пор, а многие украшения, найденные в Нижнем Поволжье и на Кубани, являются мировым достоянием и важными произведениями ювелирного искусства. О древнерусских ювелирах можно говорить, начиная с XI-XII веков, ведь именно тогда Киевская Русь унаследовала и модернизировала художественное наследие Византии. Уже тогда появились драгоценные изделия в знаменитых трудоемких техниках: перегородчатая эмаль, скань (филигрань), зернение. В разных землях Руси процветало своё направление ювелирного искусства: в Новгороде делали самые красивые церковные предметы из серебра; во Владимиро-Суздальском княжестве популярным было соединение серебра и золота в одном изделии, а в Москве мастера работали со сканью, эмалями и литьем.
Но закончился этап становления ювелирного искусства на Руси довольно печально: монголо-татарское иго уничтожило множество мастерских, унесло с собой уникальные изделия из золота и серебра, а также убило и взяло в плен наших талантливых русских мастеров-ювелиров. Как же восстановилось наше ювелирное искусство?
Развитие ювелирного искусства в Средневековье
Ювелирное искусство восстанавливалось постепенно: с XVI века правители России отправляли мастеров в зарубежные страны на обучение. Тогда же отрасль снова набирает обороты и возвращает былое величие. В арсенале ювелиров закрепляются техники эмали, черни, филиграни, литья и резьбы. Не остается неиспользованным и западный опыт: украшения дополняются занимательными орнаментами, изображениями птиц и зверей, флористическими мотивами. Русские мастера ищут новые способы работы с драгоценными металлами, развивают художественные навыки, создают собственные ювелирные стили и отражают культуру страны, от чего изделия становятся всё более популярными и самобытными. С приходом к власти династии Романовых Россия превращается в ювелирную империю, а отрасль начинает регулироваться правилами, официальными документами и управляющими органами. В начале XVII века восстанавливаются и развиваются Золотая и Серебряная палаты. В них входили ювелиры со всех областей страны, чтобы обмениваться опытом и особенностями своей региональной художественной культуры.
В XVIII веке отрасль снова ждут глобальные изменения: вводится правило о пробе и клеймении всех изделий из драгоценных металлов. Официально закрепляет его Петр I в указе «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм, о переписке золотых и серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми и мастеровыми людьми для клеймения золотых и серебряных вещей со взятием пошлины». С великим правителем изменились не только правила, но также изменился и подход к одежде: появилась мода, поменялся внешний вид людей. Отсюда и необходимость украшать себя новыми аксессуарами: диадемами, колье, брошами и другими изделиями. Мастера со всей Российский Империи съезжаются в новую столицу – Санкт-Петербург. В XVIII веке работа ювелиров выходит на новый уровень, появляются настоящие шедевры ювелирного мастерства, например, корона Екатерины II. (см. фото) Украшения пользуются большим спросом у семей правителей и аристократии, но и для простого народа создаются драгоценные изделия. Основное отличие крылось в оформлении, вставках и техниках. Если для знати украшения шли в ногу со временем и соответствовали западной моде, то для массовых вариантов использовались традиционные русские решения. Несмотря на то, что ювелирное искусство развивалось стремительно, расцвет был еще впереди.
Золотое время ювелирной отрасли в России
В XIX веке происходит промышленная революция, появляется машинное производство и по всей стране вырастают фабрики. Конечно, бОльшая их часть строится в Москве и Санкт-Петербурге. Производятся не только украшения, но и серебряная посуда в мастерской Сазикова, и церковная утварь, и скульптуры. Произведения Павла были известны на весь мир. Одна из самых узнаваемых работ – серебряный канделябр высотой 2 метра. Трудам российских ювелиров уделяется особое внимание на Лондонской Всемирной выставке, а их мастерство ценится во многих странах. Производственные процессы становятся всё современнее, масштаб фабрик и количество выпускаемых изделий растут. В мастерской Сазикова трудится более ста рабочих, а к концу XIX века они объединяются с фирмой «Хлебников», тем самым увеличивая объемы производства. В это же время компания Фаберже становится известной на весь мир. Она изготавливает действительно уникальные ювелирные украшения для императорской семьи. Несколько мастерских делают изделия для императора и его приближенных, украшают представителей аристократии и знати.
Ювелирная отрасль переживает прекрасные годы: фирмы конкурируют друг с другом, производство становится массовым, но именно благодаря этому появляются новые техники, модные тенденции, дизайнерские решения, способы обработки драгоценных металлов. Ювелиры в России не только идут в ногу со временем и странами Запада, но и опережают их. Годы правления императорской семьи были показательными для ювелирного дела, но что ждет его в сложный период XX века?
Ювелирное дело в СССР
Начало XX века принесло России много судьбоносных и тяжелых событий: война, революция, еще одна война и образование нового государства. В это время ювелирная отрасль сохраняла свои силы, чтобы заново расцвести уже в Советском Союзе. Массовое производство однотипных ювелирных изделий становится повсеместным, а изысканные изделия – редкостью. Многие частные ювелирные компании были национализированы, среди них Костромской, Бронницкий, Свердловский ювелирные заводы. Но кроме огромных фабрик были и небольшие художественные мастерские, которые создавали настоящие произведения ювелирного искусства для участия в мировых выставках, на заказ и для продажи в других странах. Одновременно с этим совершенствуются и технологии: в институте П.Н. Лебедева синтезируют кристаллы фианита, которые сейчас так широко распространены в ювелирном деле. При этом мастерство советских ювелиров ценилось по-прежнему высоко. Наши украшения отличались качеством сплавов, филигранной огранкой, трудоемкими техниками и необыкновенным дизайном. Стоит отметить, что сейчас изделия, которым уже почти век, переживают второе рождение и снова вдохновляют современных ювелиров на создание похожих моделей.
Современная ювелирная отрасль
В настоящее время ювелирные украшения представляют собой разнообразие стилей и направлений, сплав традиций, технологий и материалов. Стремление ювелиров к поиску и созданию оригинальных произведений направляет к тем знаниям, которые были накоплены на протяжении всей истории искусства. Историческая память и понимание стилевых особенностей традиционного ювелирного искусства крайне важно при создании новых произведений. Особенно это актуально в настоящее время, когда ювелирное искусство развивается и возрождается. Ювелирный Дом Kabarovsky с трепетом и уважением хранит память и достижения русских ювелиров, возрождает сложнейшие техники производства украшений и привносит новые модные тенденции в ювелирное искусство, сохраняя славу российских мастеров.